Об учебно-тренажерном центре
Учебно-тренажерный центр (УТЦ) начал функционировать в сентябре 2003 года на основании свидетельства Министерства транспорта РФ реестровый номер 10 от 17 июля 2003 г. В своей деятельности УТЦ руководствуется требованиями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, измененной Конференцией 1995 года, Международными и национальными документами по подготовке моряков к выполнению обязательных требований в отношении функций, относящихся к аварийным ситуациям, охране труда, медицинскому уходу и выживанию на море, а также по специальной подготовке персонала определенных типов судов.
Организация подготовки моряков в УТЦ и их взаимоотношения основываются на Кодексе торгового мореплавания РФ, Положении о дипломировании членов экипажей морских судов и Международной конвенции СОЛАС. Основной задачей УТЦ является подготовка моряков к выполнению обязательных минимальных требований, изложенных в Кодексе ПДМНВ, по следующим программам:
- начальная подготовка, которая включает:
- способы выживания;
- противопожарную безопасность и борьбу с пожаром;
- оказание элементарной первой медицинской помощи;
- личную безопасность и общественные обязанности;
- специалист по спасательным шлюпкам и плотам, дежурным шлюпкам;
- борьба с пожаром по расширенной программе;
- оказание первой медицинской помощи и медицинского ухода;
- ознакомительный курс для работы на танкерах всех типов;
- специализированная подготовка персонала нефтяных танкеров;
- специализированная подготовка персонала танкеров – химовозов;
- транспортировка опасных веществ на судах навалом и в упаковке.
Также для качественного обучения моряков по программам в береговом учебно тренажерном центре имеются различные комплексы по подготовки.
Комплекс подготовки к аварийным действиям на судне - Комплекс подготовки к аварийным действиям на судне, который включает: тренажер по борьбе с пожаром, расположенный на территории водной базы академии и обеспечивающий реальные условия подготовки, как при дневном свете, так и в темноте;
тренажер для отработки действий по борьбе с водой на аварийном судне, имеющий в своем составе тамбур с рабочими местами для отработки и привитию первичных действий по заделке пробоин «всухую» и отсеки по заделке пробоин под давлением и борьбе с фильтрационной водой с необходимым аварийно-спасательным имуществом средствами связи;
класс теоретической подготовки, в котором находятся натуральные образцы средств пожаротушения, средства защиты от дыма и высоких температур, плакаты и технические средства обучения (ТСО), учебными видеофильмами.
Комплекс по подготовке и использованию средств спасания - Комплекс по подготовке и использованию средств спасания и выживанию на море включает: тренажер по подготовке к использованию индивидуальных средств спасания и выживания на море, который имеет в своем составе плавательный бассейн, длинной 25 метров с тремя плавательными дорожками, оборудованный вышкой высотой 3 метра;
класс теоретической подготовки, в котором находятся натуральные образцы коллективных и индивидуальных средств спасения, плакаты и ТСО, учебными видеофильмами; тренажер подготовки специалистов по спасательным шлюпкам и спасательным плотам, дежурным шлюпкам, расположенный на базе водной станции.
- Комплекс подготовки к оказанию медицинской помощи и медицинскому уходу, включает в себя: класс подготовки и оказанию первой медицинской помощи и медицинскому уходу, укомплектованный необходимым набором медикаментов судовой аптечки, медицинскими тренажерами (в том числе антропоморфными тренажерами для обучения практическим навыкам и методам искусственного дыхания и непрямого массажа сердца) и инструментариями, с учетом положений Международного руководства по судовой медицине, наглядными пособиями, плакатами, комплектом учебных видеофильмов.
- Комплекс подготовки экипажей танкеров, в состав, которого входят класс подготовки персонала танкеров, оборудованный наглядными пособиями, плакатами, схемами, приборами газоанализа для измерения концентраций газов, паров и смесей с набором необходимого оборудования, комплектами средств персональной защиты и ТСО.
Учебно-тренажерный центр (УТЦ) предназначен для первичной, специальной, профессиональной и дополнительной подготовки судоводителей, лоцманов и операторов СУДС по всем программам, прохождение которых требуется для получения или подтверждения морских рабочих дипломов.
УТЦ включает в себя Навигационный тренажерный центр, Учебно-тренажерный центр ГМССБ и Учебно-тренажерный центр «РЛС на ВВП». Все тренажерные комплексы УТЦ имеют действующие Свидетельства об одобрении типа оборудования и Свидетельства о соответствии тренажерного центра.
Для проведения занятий и тестирования лекционные классы УТЦ имеют компьютерное, проекционное оборудование и соответствующее тематике программное обеспечение: тестирующие программы «Дельта-Судоводитель» и «ПЛАВСОСТАВ», мультимедийные учебно-методические комплексы по навигационным знакам, судовым огням, использованию судового навигационного оборудования, комплект видеоматериала для судоводителей по различным темам.
В настоящее время оборудование УТЦ располагается в двух учебных корпусах.
За период работы УТЦ выпущено несколько тысяч специалистов. Рекламаций на качество подготовки от судовладельцев и контролирующих служб по вопросам безопасности мореплавания не поступило ни на одного выпускника УТЦ.
Навигационный тренажерный центр
В Навигационном тренажерном центре установлены судоводительские тренажеры «МАРЛОТ – D», «МАРБИС – C» (изготовитель ООО «Научно-технический учебный тренажерный центр», г. Калининград, Россия) и «NT Pro-4000» (изготовитель ЗАО «ТРАНЗАС», Россия).
В состав тренажеров «МАРЛОТ – D» и «NT Pro-4000» входят ходовые мостики, имеющих имитаторы оборудования РЛС/САРП, ЭКНИС, АИС, ГМССБ и блоки визуализации. Тренажер «МАРБИС – C» имеет интегрированный (полномасштабный) мостик судна с системой панорамной визуализации на цилиндрическом экране 180˚.
В процессе подготовки судоводители обучаются:
1. своевременному визуальному обнаружению судов в дневное время и ночное время, а также использованию информации, получаемой от РЛС и других навигационных приборов в условиях ограниченной видимости, выбору и выполнению маневра на расхождение с судами в стесненных условиях и в открытом море;
2. проводке судов в сложных навигационных условиях в дневное и ночное время при ограниченной видимости, частично снятой или неосвещенной навигационной обстановке;
3. выполнению манёвров и процедур:
- последнего момента;
- постановки на якорь, швартовки с использованием буксиров и без них;
- по спасению человека за бортом.
4. практическому использованию принципов организации ходовой навигационной вахты для обеспечения безопасности плавания в различных условиях и в аварийных ситуациях.
Навигационный тренажерный центр позволяет осуществлять обязательную подготовку специалистов с выдачей сертификатов международного образца по программам:
- Радиолокационное наблюдение и прокладка (Использование РЛС);
- Использование систем автоматической радиолокационной прокладки (САРП);
- Использование ЭКНИС;
а также специальную подготовку специалистов с выдачей сертификатов международного образца по программам:
- Маневрирование и управление судном;
- Организация ходовой навигационной вахты.
Учебно-тренажерный центр «РЛС на ВВП»
Включен в состав тренажерного центра с 2000 года.
В состав оборудования комплекса входит тренажер судовождения и связи внутренних водных путей RNM-2011, разработанный ООО НПК «Системы и технологии», г. Санкт-Петербург, Россия.
Тренажер предназначен для подготовки и переподготовки судоводителей по программе «Использование судовых радиолокационных станций на внутренних водных путях», «Эксплуатация систем отображения электронных навигационных карт и информации (СОЭНКИ) на внутренних водных путях (ВВП)» и для проведения практических работ при изучении специальных дисциплин курсантами судоводительской специальности.
Позволяет имитировать движение судна и отрабатывать приемы безопасной проводки на внутренних водных путях в различных условиях видимости с помощью радиолокационной станции (РЛС) и систем отображения электронных навигационных карт и информации (СОЭНКИ).
Тренажер имеет необходимую нормативную и методическую документацию по направлениям тренажерной подготовки.
В состав оборудования тренажера входят:
- рабочее место инструктора;
- четыре рабочих места судоводителя с РЛС;
- подсистема визуализации обстановки;
- система отображения электронных навигационных карт и информации (СОЭНКИ);
- аппаратура связи.
На тренажере имитируется обстановка различных речных, озерных и морских районов:
- открытое море;
- участок Ладожского озера;
- участок Рыбинского водохранилища;
- речные участки рек Нева, Свирь, Волга и т.д.
База данных тренажера позволяет моделировать проводку нескольких типов речных судов и судов смешанного «река-море» плавания в различных по сложности условиях, а также аварийные ситуации, связанные с выходом из строя судового оборудования.
Тренажер по глобальной морской системе связи при бедствии (ГМССБ)
Учебно-тренажерный центр Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) действует с 1997 года. УТЦ ГМССБ предназначен для проведения первичного обучения, профессиональной подготовки и проверки знаний специалистов, получающих диплом оператора ГМССБ или диплом оператора ограниченного района ГМССБ, по программам подготовки судовых радиоспециалистов, утвержденным Государственной службой морского флота Минтранса России.
В УТЦ ГМССБ входят: тренажер типа «МСМ-2007», разработан компанией ООО «Системы и технологии», Россия, г. Санкт-Петербург и тренажер ГМССБ TGS-5000, разработан ЗАО «ТРАНЗАС», Россия, г. Санкт-Петербург.
Рабочие места операторов оборудованы компьютерами, при помощи которых имитируется судовое радиооборудование ГМССБ. Несколько рабочих мест оборудованы пультами, имитирующими судовое оборудование ГМССБ.
В УТЦ подготавливают специалистов, приобретающих в процессе обучения навыки эксплуатации оборудования связи при бедствии, срочности, безопасности, приема и передачи корреспонденции с применением английского языка при обмене и работе с документацией по всем видам связи, входящим в ГМССБ.
Изучаются современные аварийные средства связи и оповещения:
Переносные УКВ р/станции; АРБ системы Коспас-Sarsat, SART (РЛО-ответчик).
Возможна приближенная к действительности имитация радиообмена:
c береговыми станциями в режиме телекса и радиотелефонии;
c абонетами береговой телефонной сети общего пользования с помощью системы Inmarsat и ЦИВ в УКВ и ПВ-КВ диапазонах; c абонентами при помощи морского радиотелекса в ПВ-КВ диапазонах. Доступна реальная связь с береговыми и судовыми абонентами по спутниковым каналам системы Inmarsat-C в режимах TELEX, FAX, E-MAIL при помощи зарегистрированной на УТЦ ГМССБ СЗС Inmarsat-C типа Trane & Trane.
Судомеханический тренажер
Тренажер ERS 5000 TechSim разработанный компанией TRANSAS в соответствии с требованиями международных и национальных стандартов и правил (в том числе ПДНВ, SOLAS, модельных курсов IMO), а также имеет сертификаты ведущих классификационных обществ и обеспечивает эффективную подготовку и оценку компетентности персонала в сфере индустрии водного транспорта. Тренажер предлагает различные уровни обучения: от стадии ознакомления с оборудованием, отработки стандартных режимов эксплуатации и несения вахты до уровня углубленной подготовки, поиска и устранения неисправностей и управления ресурсами экипажа. Рабочие возможности позволяют проводить обучение на различных моделях, являющихся точными и подробными копиями современных судов. В программном комплексе представлены 4 типа судов:
- Танкер-продуктовоз
Дизель малооборотный, двухтактный MAN B&W 6S50MC-C, винт фиксированного шага (ВФШ) - Круизный лайнер с дизель-электрической двигательной установкой типа Azipod
2 винторулевые колонки компании ABB типа AZIPOD 17,6 МВт - Паром типа Ro-Pax
2 дизеля MAN B&W 8L32/40, 2 винта регулируемого шага (ВРШ) - Танкер LCC (типа AFRAMAX)
Дизель малооборотный, двухтактный MAN B&W 6S60MC-C, винт фиксированного шага (ВФШ)
На тренажерном комплексе ERS 5000 TechSim проводится отработка навыков и оценка компетентности членов команды машинного отделения. Целями обучения являются:
- ознакомление с системами машинного отделения и их элементами − механизмами и оборудованием;
- изучение и анализ схем судовых систем;
- контроль и управление работой систем, механизмов и оборудования;
- обучение принципам работы систем управления, автоматизации и аварийно-предупредительной сигнализации;
- контроль вредных выбросов, способы оптимизации вредных выбросов и экономии топлива;
- управление судовой электростанцией, балансом мощностей;
- эксплуатация и несение вахты в штатном и аварийном режимах работы, поиск и устранение неисправностей;
- управление ресурсами экипажа.
Судомеханический тренажер включает 16 полностью оборудованных рабочих мест и возможностью самостоятельного обучения и отработки практических навыков организации машинной вахты. На каждом рабочем месте моделируются следующие системы и эффекты:
- пропульсивные установки судов с дизельными двигателями, электрическими двигателями, паровой или газовой турбинами в качестве приводов винтов фиксированного или регулируемого шага;
- судовые электростанции различных конфигураций и используемых напряжений;
- вспомогательные системы, оборудование и механизмы;
- контроль и управление с локальных постов управления в машинном отделении (МО);
- контроль и управления с Центрального поста управления (ЦПУ);
- контроль и управление с ходового мостика;
- имитация шумов и звуков МО;
- системы аварийно-предупредительной сигнализации, включая устройства светозвуковой сигнализации;
- трехмерная визуализация помещений и отсеков МО;
- совместная работа с соответствующими моделями навигационного тренажера.
Тренажерный комплекс наделен рабочим местом инструктора, с которого производится контроль за работой обучаемых, задание неисправностей узлов и механизмов, моделирование различных рабочих ситуаций, направленных на принятие мер по обеспечению устойчивой работы виртуального судна.
Система e - Tutor 5000, включенная в состав тренажера, позволяет производить регистрацию обучаемых, бальную оценку их компетентности и запись их практических работ с последующим мониторингом при помощи визуального воспроизведения действий на проекционном устройстве.